В октябре 2020 года, после экологической трагедии, Валентина Матвиенко довольно жёстко прошлась по состоянию дел в Норильске:
— Я не призываю к совести, там сплошной цинизм и абсолютное безразличие к отечеству, где они живут, зарабатывают огромные деньги и где живут люди в некомфортных условиях, которые им зарабатывают эти миллиарды… Для них построить школу, два детских сада — это чашка кофе, это два раза им в ресторан сходить, извините меня… Школы устаревшие морально, без спортивных сооружений. Не обеспечить рабочих детскими садами! Боятся из списков Forbes вылететь? Не вылетят и даже не подвинутся ниже».
После своего визита на прошлой неделе глава Совфеда сменила гнев на милость:
— Благодаря усилиям федеральных, региональных и местных властей в партнёрстве с компанией «Норникель» сделаны первые ощутимые шаги в преображении города, повышении качества жизни норильчан. Это проявляется и в новом строительстве, и в создании современной инфраструктуры, в том числе транспортной и социальной, формировании общественных пространств. Город становится современным, более удобным и комфортным для его жителей. «Норникель» проявил себя в качестве социально ответственной компании. Важно продолжать эту работу», — заявила в Норильске Валентина Матвиенко.
Видимо, за 3 с небольшим года в Норильске произошли действительно знаковые изменения к лучшему. Или же перемена позиции — это результат грамотной работы менеджеров «Норникеля», сумевших преподнести товар лицом, хорошо подготовить визит, подчеркнуть успехи и заретушировать провалы.
Руководители страны зачастили в Норильск. Летом 2023 года в гости на север приезжал Михаил Мишустин. Теперь Валентина Ивановна во главе представительной делегации Совфеда приехала с ревизией. В таких далёких городах люди ведь страдают не столько от коммунальных и экологических проблем, сколько от безразличия чиновников. От понимания, что про них все забыли и они никому не нужны. Поэтому такие визиты могут добавить населению некий оптимизм, хотя урбанистические и особенно экологические проблемы быстро решить высокие гости не могут.
«Сейчас сам Норильск потихоньку благоустраивается. «Норникель» реализовывает программу «Чистый Норильск», в рамках которой сносят ветхие строения и вывозят мусор. Есть некоторые улучшения в виде улучшения инфраструктуры города. Это отметила Валентина Матвиенко. Что касается экологического состояния, то доклад о состоянии окружающей среды Красноярского края (пока вышел только за 2022 год) показал некоторое общее улучшение ситуации, но очень медленное и пока небольшое», — рассказал «Про Металлу» доцент кафедры экологии и природопользования РГГРУ Вадим Рукавицын.
«Быстрых результатов не будет. Восстановление нарушенного баланса в 90-е будет продолжаться ещё не менее 20–50 лет, — считает Иван Подлипский, главный эколог ООО КТПИ «Газпроект», к.г.-м.н., доцент СПбГУ и РГПУ им А.И. Герцена. — «Компания «Норникель» в настоящее время вынуждена работать в условиях, требующих вложений не только в развитие производства («Серная программа»), но и в развитие инфраструктурных проектов. Это абсолютно нормально и правильно, но…
Накопленный экологический вред природным комплексам и всей окружающей экосистеме за весь период работы «цветущего города» лёг сейчас на компанию непосильным экономическим прессом. А ситуация с рекой Амбарной приковала пристальное внимание общественных экологических компаний, экологов-публицистов ко всей территории между Дудинкой и Талнахом. И в настоящее время что мы видим? Ущерб компонентам среды, визуальные признаки загрязнения и деградации окружающих ландшафтов — всё это не вызывает сомнений».
Исполнительный директор экологической платформы «Зелёные» Сергей Шахматов конкретизировал, что именно сделано в Норильске с апреля 2021 года: «С момента запуска программы «Чистый Норильск» специальным подразделением, созданным под этот проект в Заполярном филиале ГМК, собрано более одного миллиона тонн промышленного мусора, около 80 тысяч тонн металлолома, демонтировано более 300 неэксплуатируемых и разрушающихся объектов, очищено более трёх миллионов квадратных метров территории. В 2023 году была проведена рекультивация в районе Надеждинского металлургического завода на площади почти 80 гектаров».
Иными словами, экологическая эволюция в Норильске хотя бы началась и не осталась незамеченной Валентиной Матвиенко. Но в выступлениях руководителей столь высокого ранга всегда интересно даже не то, что они сказали, а то, о чём они умолчали. Любопытный момент: про реализацию «серной программы» на встрече говорил исключительно Владимир Потанин. Тогда как Валентина Матвиенко предпочла этот момент не упоминать, хотя это краеугольный камень по изменению экологической ситуации в регионе. Видимо, не хотелось обострять, хотя повод тут, без сомнения, был.
«Серная программа» действительно стартовала в октябре 2023 года, о чём немедленно в самых радужных тонах отрапортовали профильные топ-менеджеры корпорации, но работает она пока далеко не в тех объёмах, которые были обозначены изначально. Соответственно, и результаты её будут заметны не сразу. И запущена с большим опозданием.
Во всяком случае, в новом рейтинге городов-загрязнителей Росприроднадзора за 2023 год, который ожидается, как обычно, в начале апреля, вряд ли Норильск уйдёт с первой строчки. В 2022 году объём выбросов загрязняющих веществ в этом городе составил 1,8 млн тонн, или 10,5% от общего объёма выбросов по всей стране. Для сравнения: Череповец давал в 2022 году 270 тыс. тонн загрязнений, Новокузнецк — 263 тыс. тонн, Липецк — 262 тыс. тонн.
«Норильск у многих ассоциируется с одним из самых грязных городов, в котором крайне неблагоприятная экологическая обстановка. Но здесь вопрос хотя бы сдвинулся с мёртвой точки, во многом за счёт наших федеральных проектов. «Норникель», в свою очередь, также работает по нескольким направлениям. В 2016 году был закрыт старый никелевый завод, что сократило выбросы вредных веществ в атмосферу. Однако сам выпуск продукции сохранился, поскольку её производят на других площадках.
То, что программа по переработке диоксида серы в серную кислоту запущена на заводе «Надежда», это уже хорошо. Гораздо хуже, когда нет абсолютно никаких результатов, и тогда уже встаёт вопрос в заинтересованности руководства в улучшении экологической обстановки», — подчёркивает депутат Московской областной Думы, координатор проекта по импортозамещению «Выбирай своё» Сергей Маликов.
Что касается градостроительных и инфраструктурных задач, то теперь чиновники оперируют комплексным планом социально-экономического развития Норильска до 2035 года. Очень хочется ошибаться, но все эти долгосрочные планы вызывают определённый скепсис. Не только потому, что уж слишком много было таких планов и стратегий, региональных и федеральных, которые сначала с помпой обсуждались, а потом тихо уходили в небытие.
План по Норильску предполагает 120,1 млрд рублей вложений, из них 24 млрд рублей — средства федерального бюджета, 14,8 млрд рублей — средства консолидированного бюджета Красноярского края, 81,3 млрд рублей — средства «Норникеля». То есть фактически две трети инвестиций ложится на плечи корпорации. Но на фоне больших цифр теряется суть.
В 2023 году была закрыта Норильская научно-техническая библиотека. Вроде и неплохо — она теперь оцифрована, а на месте библиотеки возникнет новое городское пространство. Но осадочек остаётся неоднозначный. В городе строят новые хорошие школы, но норильчане жалуются, что детям до них трудно добраться. Нужны школы поменьше и поближе к дому, чтобы прорваться к ним сквозь зимние метели. Дело не только в деньгах и цифрах, но и в реальной пользе.
Вторая главная проблема Норильска после экологии, по мнению экспертов, это дефицит кадров. Работа за Полярным кругом уже не столь романтична, как в советские годы, и не столь финансово привлекательна за счёт северных надбавок.
«Город находится в критических экологических условиях; состояние дорог, системы водоснабжения и водоотведения и жилищного сектора на низком уровне. Визуальная среда города представляет собой неблагоприятную гомогенную систему, город пессимистичен и вызывает суицидальные мысли даже когда ярко светит солнце», — считает Иван Подлипский.
При этом в некоторых областях Норильск держит высокую планку, например, в сфере здравоохранения.
«В Норильске работают много квалифицированных врачей, что, несомненно, радует. В Оганере (одном из отдалённых микрорайонов Норильска) функционирует одна из крупнейших городских больниц. Но в целом вопрос с восполнением трудовых ресурсов актуален. Причём не только в Норильске, но и в других «металлургических» и «горнодобывающих» городах. Людям нужно предоставлять достойные возможности для жизни», — говорит Сергей Маликов.
Первые шаги в Норильске, конечно, уже делаются. Причём, как это у нас принято, радостные события стараются приурочить к визиту высоких гостей. Непонятно, правда, почему они не делались раньше, когда не было ни санкций, ни отказов поставщиков, ни падения доходов, но это вопрос риторический, так что живём сегодняшним днём. И немножко завтрашним.
«Сегодня было радостное событие: вручены ордера в новом отреконструированном доме для специалистов «Норникеля». Будет построен детский сад, новая школа большая на 1100 мест имени Владимира Ивановича Долгих, который строил этот завод. Будет построена большая современная поликлиника — детская и взрослая, женская консультация и много чего другого, включая модернизацию университета», — рассказала Валентина Матвиенко и подчеркнула, что с пониманием относится к объективным трудностям, которые возникают при реализации всех планов.
«Мы находимся в зоне вечной мерзлоты. И для строителей возникло много проблем: таяние льда, необходимость изменения технологий свайного строительства и так далее, но это всё можно преодолеть», — отметила глава Совфеда.
Было бы желание, как говорится.
— Я не призываю к совести, там сплошной цинизм и абсолютное безразличие к отечеству, где они живут, зарабатывают огромные деньги и где живут люди в некомфортных условиях, которые им зарабатывают эти миллиарды… Для них построить школу, два детских сада — это чашка кофе, это два раза им в ресторан сходить, извините меня… Школы устаревшие морально, без спортивных сооружений. Не обеспечить рабочих детскими садами! Боятся из списков Forbes вылететь? Не вылетят и даже не подвинутся ниже».
После своего визита на прошлой неделе глава Совфеда сменила гнев на милость:
— Благодаря усилиям федеральных, региональных и местных властей в партнёрстве с компанией «Норникель» сделаны первые ощутимые шаги в преображении города, повышении качества жизни норильчан. Это проявляется и в новом строительстве, и в создании современной инфраструктуры, в том числе транспортной и социальной, формировании общественных пространств. Город становится современным, более удобным и комфортным для его жителей. «Норникель» проявил себя в качестве социально ответственной компании. Важно продолжать эту работу», — заявила в Норильске Валентина Матвиенко.
Видимо, за 3 с небольшим года в Норильске произошли действительно знаковые изменения к лучшему. Или же перемена позиции — это результат грамотной работы менеджеров «Норникеля», сумевших преподнести товар лицом, хорошо подготовить визит, подчеркнуть успехи и заретушировать провалы.
Руководители страны зачастили в Норильск. Летом 2023 года в гости на север приезжал Михаил Мишустин. Теперь Валентина Ивановна во главе представительной делегации Совфеда приехала с ревизией. В таких далёких городах люди ведь страдают не столько от коммунальных и экологических проблем, сколько от безразличия чиновников. От понимания, что про них все забыли и они никому не нужны. Поэтому такие визиты могут добавить населению некий оптимизм, хотя урбанистические и особенно экологические проблемы быстро решить высокие гости не могут.
«Сейчас сам Норильск потихоньку благоустраивается. «Норникель» реализовывает программу «Чистый Норильск», в рамках которой сносят ветхие строения и вывозят мусор. Есть некоторые улучшения в виде улучшения инфраструктуры города. Это отметила Валентина Матвиенко. Что касается экологического состояния, то доклад о состоянии окружающей среды Красноярского края (пока вышел только за 2022 год) показал некоторое общее улучшение ситуации, но очень медленное и пока небольшое», — рассказал «Про Металлу» доцент кафедры экологии и природопользования РГГРУ Вадим Рукавицын.
«Быстрых результатов не будет. Восстановление нарушенного баланса в 90-е будет продолжаться ещё не менее 20–50 лет, — считает Иван Подлипский, главный эколог ООО КТПИ «Газпроект», к.г.-м.н., доцент СПбГУ и РГПУ им А.И. Герцена. — «Компания «Норникель» в настоящее время вынуждена работать в условиях, требующих вложений не только в развитие производства («Серная программа»), но и в развитие инфраструктурных проектов. Это абсолютно нормально и правильно, но…
Накопленный экологический вред природным комплексам и всей окружающей экосистеме за весь период работы «цветущего города» лёг сейчас на компанию непосильным экономическим прессом. А ситуация с рекой Амбарной приковала пристальное внимание общественных экологических компаний, экологов-публицистов ко всей территории между Дудинкой и Талнахом. И в настоящее время что мы видим? Ущерб компонентам среды, визуальные признаки загрязнения и деградации окружающих ландшафтов — всё это не вызывает сомнений».
Исполнительный директор экологической платформы «Зелёные» Сергей Шахматов конкретизировал, что именно сделано в Норильске с апреля 2021 года: «С момента запуска программы «Чистый Норильск» специальным подразделением, созданным под этот проект в Заполярном филиале ГМК, собрано более одного миллиона тонн промышленного мусора, около 80 тысяч тонн металлолома, демонтировано более 300 неэксплуатируемых и разрушающихся объектов, очищено более трёх миллионов квадратных метров территории. В 2023 году была проведена рекультивация в районе Надеждинского металлургического завода на площади почти 80 гектаров».
Иными словами, экологическая эволюция в Норильске хотя бы началась и не осталась незамеченной Валентиной Матвиенко. Но в выступлениях руководителей столь высокого ранга всегда интересно даже не то, что они сказали, а то, о чём они умолчали. Любопытный момент: про реализацию «серной программы» на встрече говорил исключительно Владимир Потанин. Тогда как Валентина Матвиенко предпочла этот момент не упоминать, хотя это краеугольный камень по изменению экологической ситуации в регионе. Видимо, не хотелось обострять, хотя повод тут, без сомнения, был.
«Серная программа» действительно стартовала в октябре 2023 года, о чём немедленно в самых радужных тонах отрапортовали профильные топ-менеджеры корпорации, но работает она пока далеко не в тех объёмах, которые были обозначены изначально. Соответственно, и результаты её будут заметны не сразу. И запущена с большим опозданием.
Во всяком случае, в новом рейтинге городов-загрязнителей Росприроднадзора за 2023 год, который ожидается, как обычно, в начале апреля, вряд ли Норильск уйдёт с первой строчки. В 2022 году объём выбросов загрязняющих веществ в этом городе составил 1,8 млн тонн, или 10,5% от общего объёма выбросов по всей стране. Для сравнения: Череповец давал в 2022 году 270 тыс. тонн загрязнений, Новокузнецк — 263 тыс. тонн, Липецк — 262 тыс. тонн.
«Норильск у многих ассоциируется с одним из самых грязных городов, в котором крайне неблагоприятная экологическая обстановка. Но здесь вопрос хотя бы сдвинулся с мёртвой точки, во многом за счёт наших федеральных проектов. «Норникель», в свою очередь, также работает по нескольким направлениям. В 2016 году был закрыт старый никелевый завод, что сократило выбросы вредных веществ в атмосферу. Однако сам выпуск продукции сохранился, поскольку её производят на других площадках.
То, что программа по переработке диоксида серы в серную кислоту запущена на заводе «Надежда», это уже хорошо. Гораздо хуже, когда нет абсолютно никаких результатов, и тогда уже встаёт вопрос в заинтересованности руководства в улучшении экологической обстановки», — подчёркивает депутат Московской областной Думы, координатор проекта по импортозамещению «Выбирай своё» Сергей Маликов.
Что касается градостроительных и инфраструктурных задач, то теперь чиновники оперируют комплексным планом социально-экономического развития Норильска до 2035 года. Очень хочется ошибаться, но все эти долгосрочные планы вызывают определённый скепсис. Не только потому, что уж слишком много было таких планов и стратегий, региональных и федеральных, которые сначала с помпой обсуждались, а потом тихо уходили в небытие.
План по Норильску предполагает 120,1 млрд рублей вложений, из них 24 млрд рублей — средства федерального бюджета, 14,8 млрд рублей — средства консолидированного бюджета Красноярского края, 81,3 млрд рублей — средства «Норникеля». То есть фактически две трети инвестиций ложится на плечи корпорации. Но на фоне больших цифр теряется суть.
В 2023 году была закрыта Норильская научно-техническая библиотека. Вроде и неплохо — она теперь оцифрована, а на месте библиотеки возникнет новое городское пространство. Но осадочек остаётся неоднозначный. В городе строят новые хорошие школы, но норильчане жалуются, что детям до них трудно добраться. Нужны школы поменьше и поближе к дому, чтобы прорваться к ним сквозь зимние метели. Дело не только в деньгах и цифрах, но и в реальной пользе.
Вторая главная проблема Норильска после экологии, по мнению экспертов, это дефицит кадров. Работа за Полярным кругом уже не столь романтична, как в советские годы, и не столь финансово привлекательна за счёт северных надбавок.
«Город находится в критических экологических условиях; состояние дорог, системы водоснабжения и водоотведения и жилищного сектора на низком уровне. Визуальная среда города представляет собой неблагоприятную гомогенную систему, город пессимистичен и вызывает суицидальные мысли даже когда ярко светит солнце», — считает Иван Подлипский.
При этом в некоторых областях Норильск держит высокую планку, например, в сфере здравоохранения.
«В Норильске работают много квалифицированных врачей, что, несомненно, радует. В Оганере (одном из отдалённых микрорайонов Норильска) функционирует одна из крупнейших городских больниц. Но в целом вопрос с восполнением трудовых ресурсов актуален. Причём не только в Норильске, но и в других «металлургических» и «горнодобывающих» городах. Людям нужно предоставлять достойные возможности для жизни», — говорит Сергей Маликов.
Первые шаги в Норильске, конечно, уже делаются. Причём, как это у нас принято, радостные события стараются приурочить к визиту высоких гостей. Непонятно, правда, почему они не делались раньше, когда не было ни санкций, ни отказов поставщиков, ни падения доходов, но это вопрос риторический, так что живём сегодняшним днём. И немножко завтрашним.
«Сегодня было радостное событие: вручены ордера в новом отреконструированном доме для специалистов «Норникеля». Будет построен детский сад, новая школа большая на 1100 мест имени Владимира Ивановича Долгих, который строил этот завод. Будет построена большая современная поликлиника — детская и взрослая, женская консультация и много чего другого, включая модернизацию университета», — рассказала Валентина Матвиенко и подчеркнула, что с пониманием относится к объективным трудностям, которые возникают при реализации всех планов.
«Мы находимся в зоне вечной мерзлоты. И для строителей возникло много проблем: таяние льда, необходимость изменения технологий свайного строительства и так далее, но это всё можно преодолеть», — отметила глава Совфеда.
Было бы желание, как говорится.