Мероприятие организовано Центром социально-консервативной политики и посвящено актуальным проблемам Московской области. Форум пройдет в формате 2 сессий: «Экология устойчивого развития: компромисс прогресса и среды обитания», «Тренд региональной самодостаточности: «Город +» и круглого стола «Новые подходы в образовании: как обеспечить образ желаемого завтра?».
С момента учреждения Форума «Устойчивое развитие» в 2019 г. его деятельность была посвящена развитию территорий нашей страны, и это правило сохраняется и по сегодняшний день. Именно на территориях - на Северном Кавказе, на Урале, на Северо-Западе России и т.д. с успехом прошли его первые заседания.
Сегодня Форумы «Устойчивое развитие» - это развивающаяся площадка, где руководители профессиональных сообществ, социальных движений, общественных сил в диалоге с представителями руководства органов федеральной и региональной властей обсуждают направления совместной работы, общего участия в достижении Национальных целей и выполнении Национальных проектов, развития нашей страны по важнейшим направлениям.
В рамках этого инновационного формата организуются межрегиональные «круглые столы» и семинары по проблемам в области Устойчивого развития (к сожалению, пандемия в последнее время позволяла взаимодействовать только в онлайн формате, однако работа не прекращалась, и в эти дни Оргкомитет возвращает её в работу в привычный режим).
Подмосковье – один из заметных отечественных регионов, где традиционно сильна наука, значителен производственный потенциал и, конечно, высока концентрация образовательных учреждений всех уровней, то есть молодежи, её, пожалуй, наиболее активной и творческой части. Именно, это весьма важно, потому что всякое развитие, включая и устойчивое, подразумевает движение, будущее, где жить предстоит сегодняшним молодым россиянам, и не просто жить, но решать судьбу свою и своей страны. Именно, в этом смысле образ будущего, о котором сегодня рассуждают многие, напрямую связан с всем комплексом вопросов, касающихся образования. В сегодняшнем образе будущего превалирует стремление к сбалансированному, иначе говоря, устойчивому развитию личности, общества, всей Планеты, и чем выше опасность новых угроз и вызовов, связанных с информатизацией, меняющейся не всегда понятно экономикой, всеохватывающей цифровизацией, разрушающейся экологией, дрейфа от глобализации к суверенности государств и т.д., тем это стремление ярче. Так это чувствует сегодняшнее молодое поколение. Одной из основ устойчивости нарождающегося уклада, то есть, фактически будущего, является конкретный человек, личность, его семья, микромир, его окружающий. Множество этих микромиров составят мир большой, настоящий.
Всякое движение, развитие человека и общества, помимо представлений и намерений, с ними связанных, строится на фундаменте знаний, науки и, понятно, свода норм, общественных законов, базовых историко-культурных принципов и основ. Формирование человека начинается с самых детских лет, однако набольшее влияние на нее оказывает все же высшая школа, то самое научно-образовательное пространство, куда погружается молодой человек по окончании школы.
Соответствием образовательных возможностей высоким запросам, предъявляемым сегодня самой жизнью озабочены представители российской общественности, вовлеченные прямо или косвенно в процессы, связанные с образовательной и научной деятельностью.
Остро стоят перед отечественным высшим образованием вопросы, такие как повышение узнаваемости российских университетов в международном образовательном пространстве, улучшение качества исследований и преподавания, большего соответствия спросу на рынке высшего образования. В этом смысле серьезную поддержку может дать использование, например, программ академического превосходства. Целесообразно обсудить и возможности реструктуризации системы высшего образования и научных исследований путем дальнейшей дифференциации и концентрации ресурсов, в первую очередь, финансовых.
Возрастающая междисциплинарность исследований в современных университетах представляет отдельную проблему, требующую гибкости как важнейшего условия обеспечения справедливого отношения к различным академическим дисциплинам. Необходим значительный акцент на реформировании внутренних механизмов управления университетами. Программы могут варьироваться от более тесной интеграции университетов в экономическую среду, до укрепления сотрудничества между исследовательскими институтами и дальнейшей интернационализацией высших учебных заведений.
Здесь совершенно справедливо возникает вопрос о роли и месте России, ее науки и возможностей в области образования на пространстве, в частности, Евразийского экономического союза. Важен гибкий подход, если речь идет о нашем интеграционном начале, учет культурных и практических особенностей работы учреждений других стран ЕАЭС.
Возрастающая международная конкуренция за талантливые кадры заставляет власти стимулировать университеты к принятию новых стратегий для укрепления и капитализации своих сильных сторон и активов.
Соответственно, перед университетами стран союза встанет вопрос создания системы устойчивого развития при понимании, что прямая ориентация на международные рейтинги, в особенности в связи с различием используемых ими методологий оценки, нецелесообразна. Принципиально, - это развитие команд молодых преподавателей и исследователей, поддержание тем самым появления нового поколения ученых и на этой основе максимизация конкурентных позиций группы ведущих российских университетов на рынке образования и научных исследований ЕАЭС и глобальном рынке.
Понятно, что темы Форума, в основном, коррелируются с 17 Целями Устойчивого развития ООН. Среди них: борьба за экологию, решение проблем климата, обеспечение возможности национальных компаний преодолеть нагрузку углеводородного налога, внедрение экологических условий утилизации отходов, преодоление экономической стагнации, определение и поддержка региональных точек роста и т.д.
Определение Форума как «Устойчивое развитие» позволяет выбрать для каждого из регионов РФ основной, главный, приоритет, позволяющий объединить на основе принципа синергии все основные принципы Устойчивого развития.
Основные спикеры Форума:
Борис Грызлов, Председатель Высшего Совета Партии «Единая Россия»;
Вячеслав Фетисов, Первый заместитель председателя Комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Государственной Думы;
Денис Буцаев, Генеральный директор ППК «РЭО»;
Ирина Роднина, депутат Государственной Думы, Координатор федерального партийного проекта «Детский спорт»;
Маликов Сергей, эксперт по водным объектам Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Председатель Палаты молодых депутатов при Московской областной Думе.